google-site-verification: googleaa890053033d02be.html Неврология для вас: ЧТО ТАКОЕ КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ?

ЧТО ТАКОЕ КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ?

К когнитивным функциям относятся сложные процессы, управляемые головным  мозгом - память, интеллект, речь, праксис (целенаправленные действия) и гнозис (целостное восприятие действительности).
С помощью когнитивных функций совершается познание окружающего мира и обеспечивается осознанное взаимодействие с ним.

Благодаря этим функциям, происходит восприятие, обработка и анализ внешней и внутренней информации, ее запоминание, хранение, постоянный  обмен между отдельными ее составляющими  и, соответственно, между разными участками мозга. На основе анализа, вырабатывается конкретная программа действий, ее реализация и контроль за полученными результатами. 
Иногда, при определенных обстоятельствах, чаще - при каких - либо болезнях или травматических повреждениях мозга, может наблюдаться снижение когнитивности, по - сравнению с индивидуальным исходным уровнем.
Это происходит вследствие ухудшения функции одной или нескольких составляющих (памяти, праксиса, гнозиса, речи).
Если когнитивность снижается вследствие цереброваскулярных болезней (дисциркуляторная энцефалопатия, инсульт), то затрудненное протекание высших корковых  функций  называют сосудистым когнитивным расстройством.

Локализацией и распространенностью  поражения головного мозга  определяются степень выраженности и характер когнитивного снижения.
Нарушение функций белого вещества лобных долей, содержащих нейронные отростки, нарушает корковую афферентацию, уменьшает количество нервных импульсов, и количество информации, поступающей в эту зону.
При страдании  глубинных отделов мозга (и серого и белого вещества), развивается вторичная дисфункция передних мозговых отделов.
Когнитивность обеспечивается одновременной, согласованной работой всего мозга, она не имеет строгой локальной привязанности к конкретным мозговым структурам.
Но, разные отделы мозга не являются ее равнозначными участниками. Каждая структурная единица, в зависимости от своей роли, вносит свой, индивидуальный вклад в этот процесс.
Головной мозг, в соответствии с этим, разделен  на три больших функциональных блока.

1. Первый - нейродинамический - состоит из  восходящей части ретикулярной формации, неспецифических ядер таламуса и лимбической системы. Эти мозговые образования считаются структурами первого уровня когнитивной функции.
Они обеспечивают мозгу  оптимальный уровень бодрствования, способствуют концентрации и устойчивости внимания, создают мотивационно - эмоциональное сопровождение  высшей мозговой деятельности.

2. Второй функциональный блок - вторичные и третичные зоны корковых анализаторов слуха, зрения, чувствительности. К ним относятся височная, теменная и затылочная доли мозга. Эти зоны мозга принимают, обрабатывают различную информацию.


3. Третий, самый высший   функциональный уровень образован премоторной и  префронтальной зонами коры. Они  находятся в  лобных долях, регулируют произвольную деятельность человека, отвечают, на основе полученной информации, за определение и постановку  цели, производят планирование действий, их выполнение  и контроль за полученным результатом.

Поэтому, поражение любого из перечисленных анатомо - функциональных уровней, приводит к нарушению определенных - или нескольких или всех когнитивных процессов.
Наш мозг имеет многомиллионные межнейронные связи, он напоминает огромнейший лабиринт, обладает большой нейропластичностью. Связи между нейронами формируются и изменяются всю жизнь.  
За счет многомиллионных и миллиардных связей между различными нейронами и их группами и существуют когнитивные функции.
Формирование долгосрочных воспоминаний и способность мозга извлекать из них жизненный опыт происходит в  течение всей жизни. За сохранность долгосрочных воспоминаний отвечает гиппокамп. Чем больше существует связей в мозге между нейронами,  тем мозг умнее и опытнее.

3 комментария: